Могли бы вы сотворить бога? Так молчите о всяких богах! Но вы, несомненно, могли бы сотворить сверхчеловека.
Бог есть предположение, но я хочу, чтобы оно простиралось не дальше, чем ваша созидающая воля.
«Некогда говорили: «бог», когда смотрели на дальние моря; но теперь учил я вас говорить: «сверхчеловек».
Отсутствие систематической характеристики понятия «Üebermensch», дало поводP Pназвать ницшевскую концепцию сверхчеловека «сводом всех внутренних противоречий учения Ницше вообще».
Они презирают жизнь, умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля; пусть погибнут они!».
Я заклинаю вас, мои братья, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Это отравители, все равно, знают они это или нет.
Сверхчеловек есть смысл земли. Пусть же воля ваша говорит: «Да будет сверхчеловек смыслом земли!»
Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!
Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором…
Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к зверю, чем превзойти человека?
«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?
Столь широкий разброс отечественных интерпретаций был обусловлен, прежде всего, мировоззренческими различиями самих критиков. Однако немаловажным обстоятельством стало и то, что Ницше, никогда не выходивший за рамки поэтической символики и знаковой образности, не оставил четкого описания того, что реально представляет собой сверхчеловек.
Начиная с 1899—1901 годов стремительно разрасталась полемика вокруг понятия «Üebermensch». Автор исследования ««Сверхчеловек» Ницше» Сергей Знаменский выделил две концепции сверхчеловека, наиболее часто рассматриваемые в отечественной литературе тех лет: биологическую теорию «homo supersapiens», исходящую из дарвиновского учения об эволюции; и культурно-историческую, по которой сверхчеловек «homo sapiens perfectus» совершеннейший человеческий тип. Религиозно-метафизические, антропологические, культурологические трактовки «сверхчеловеческого» на рубеже XIX-XX столетий соседствовали как с естественнонаучными и морально-этическими «сверхчеловеческими проектами», так и с социально-историческими интерпретациями. Если же обратиться к современным исследованиям данного вопроса, то наиболее плодотворной представляется классификация, предложенная Марией Кореневой: «сверхчеловек понимался как воплощение «биологического индивидуума», и в этом смысле Ницше представлялся прямым преемником идей Феогнида; антропологическая интерпретация: сверхчеловек отождествлялся с человекобогом, был знаком религиозного обновления личности; и метафизическое понимание идеи сверхчеловека, который трактовался как принцип, слово, художественный образ».
Несмотря на то, что формально подавляющее число публикаций, посвященных Ницше, носило полемический характер по отношению к идеям немецкого философа, работы по проблеме сверхчеловека составили самостоятельный пласт в интеллектуальной истории России того времени. Нередко образ, созданный Ницше, служил лишь маской, под которой скрывались оригинальные черты своеобразной концепции того или иного автора.
PЕсли на Западе главную роль в интерпретации философии Ницше играли такие понятия как «воля к власти», «нигилизм» и «переоценка ценностей», то в России первостепенное внимание было уделено идее сверхчеловека, получившей религиозно-метафизическую окраску. Понятие «сверхчеловек» оказалось «ключом» к пониманию творчества Ницше. Размышления Владимира Соловьева о сверхчеловеке стали своеобразным «открытием темы», «итогом и залогом» последующего отечественного ницшеведения.
Проблема сверхчеловека у Владимира Соловьева и Фридриха Ницше
Проблема сверхчеловека у Владимира Соловьева и Фридриха Ницше
Антиабортная кампания широко развернулась в 2009 году под девизом «Подари мне жизнь!». С тех пор дискуссии вокруг этой темы не стихают, но,...
С.-Петербург, Музей Сновидений Фрейда, Большой проспект Петроградской стороны 18 А, Восточно-Европейский Институт Психоанализа.
Проблема сверхчеловека у Владимира Соловьева и Фридриха Ницше: Русская философия : Руниверс
Комментариев нет:
Отправить комментарий